Электромобили выросли на 40% в третьем квартале, несмотря на падение Zeekr перед смертью
Неопределенность на рынке электротранспорта: как изменятся продажи в будущем?
На текущий момент положение электромобилей в России остается весьма неопределенным из-за постоянных изменений законодательства и политики поддержки со стороны правительства. То поддержка предоставляется, то вводятся ограничения, порой даже весьма значительные. Например, с 1 января текущего года утилизационный сбор на электромобили поднялся в 20 раз, сравнявшись с аналогичными сборами на автомобили с ДВС и составив 667 400 рублей. Это резко сказалось на объемах продаж: с 3844 автомобилей в IV квартале 2023 года до 1854 электромобилей в первом квартале 2024 года, что составляет падение на 52%. Тем не менее, во втором квартале продажи немного восстановились и составили уже 2546 электроавтомобилей, в третьем квартале они выросли до 3586 единиц.
Остается open вопрос о том, как будут развиваться объемы в дальнейшем. В 2023 году перед зимним падением электромобили стабильно показатель были около 1200 единиц в месяц, а в этом году после начала второго квартала были зафиксированы следующие показатели: 795 в апреле, 786 в мае, 965 в июне, 1257 в июле, 1082 в августе и 1247 в сентябре. В аналогичных месяцах 2025 года продажи составили: апрель — 196, май — 334, июнь — 430, июль — 543, август — 481, сентябрь — 597. На складах по-прежнему остаются значительные запасы автомобилей, произведенных ранее.
С возможным повышением утилизационного сбора с 1 ноября текущего года можно прогнозировать, что продажи будут оставаться на стабильном уровне около 1000-1200 автомобилей в месяц до следующего лета. Однако изменения в начислении утильсбора, вероятно, поставят под угрозу импорт: в 2024 году из 7986 зарегистрированных электромобилей большинство мощностью выше 80 «лошадей» не смогут воспользоваться льготами на утилизацию.
В деталях третьего квартала основные успехи наблюдаются у Zeekr, который реализовал 891 электромобиль, однако его доля на рынке снизилась с 38% в IV квартале 2024 года до 25% в III квартале 2024 года. Завод «Москвич», распродавая остатки модели 3е, с июля по август реализовал 430 автомобилей, причем 417 из них — юридическим лицам. Evolute зафиксировала 539 продаж, но модель i-Pro (363 экземпляра) не преодолевает результаты «Москвича».
Бренд Amberauto, представив модель A5, скупо продал всего 277 автомобилей, как и Ora, которая не впечатляет с 50 машинами на счету. Avatr и BYD продвинулись чуть лучше с показателями 263 и 258 проданных машин соответственно. Все остальные превалирующие игроки остаются на прежних позициях, например, у BMW оказалось продано 51 электрический автомобиль, а у Porsche — всего 15 на свои модели. В то же время Tesla нашла 142 покупателя, среди которых 12 пикапов Кибертрак, в то время как Geely EX5 ушел на 97 единиц.
Заметим, что к статистике подключилась модель Eonyx М2, проданная в количестве трех автомобилей в сентябре, что подчеркивает надежды «Автотора» на рынке. Подводя итоги всей ситуации, можно сказать, что рынок электромобилей переживает сложный период, где актуальные изменения в налоговой политике и экономике оказывают значительное влияние на спрос.