Развитие беспилотного транспорта в России: новый симулятор от Navio
В то время как российские власти обсуждают правовые аспекты беспилотных автомобилей, технологическая эволюция данных транспортных средств продолжается. Напомним, что на трассе М-11 уже стартовала коммерческая эксплуатация беспилотных грузовиков, а также проведены тестирования беспилотных такси от компании Navio, ранее известной как «Сберавтотех». На днях данная компания представила свою новейшую разработку – фотореалистичный симулятор под названием NavioSim. Какова его задача и как он поможет в развитии автономного буксирования?
На данный момент архитектура беспилотных автомобилей включает в себя несколько ключевых компонентов: систему восприятия окружающей действительности (камеры, радары и лидары), определение координат (карты и геопозиционные модули), а также устройство для управления транспортным средством. Следовательно, программное обеспечение остается самым сложным элементом, так как алгоритмы для автономных автомобилей в большинстве случаев разрабатываются вручную, что усложняет охват всех возможных дорожных ситуаций, называемое "длинным хвостом".
Навигационная компания Navio внедрила генеративный искусственный интеллект GenAI, основанный на VLA-моделях (Vision-Language-Action), что стало значительным шагом вперед. Эти модели обеспечивают комплексное восприятие, предсказание и принятие решений, интегрируя все компоненты в единую систему. Однако несмотря на множество протестированных километров, некоторые дорожные ситуации остаются не охваченными. Симулятор NavioSim призван устранить эту проблему, создавая возможные сценарии в виртуальном пространстве.
Основные преимущества NavioSim состоят в высокой детализации, сравнимой с видеозаписями с автомобильных регистраторов, а также в возможности моделирования разнообразных дорожных ситуаций в условиях разных временных периодов и погодных условий. Такой подход ускоряет разработку и повышает безопасность автокомплексов.
Симулятор предлагает три типа тестирования. SIL (Software-in-the-Loop) позволяет быстро проверить алгоритмы в контролируемых условиях, HIL (Hardware-in-the-Loop) фокусируется на взаимодействии аппаратного и программного обеспечения, а VIL (Vehicle-in-the-Loop) предлагает автомобилю "очки виртуальной реальности" для моделирования сложных сценариев.
Данные для симуляции могут поступать как из реальных записей поездок, так и из графических редакторов, включая полностью синтетические сценарии. В то время как можно ожидать, что новое решение ускорит внедрение беспилотных автомобилей, также необходимо отметить, что производители работают и над "железом". Так, были продемонстрированы системы по очистке видеокамер беспилотников, использование которых, возможно, будет усовершенствовано в будущем, без необходимости в омывателях и сопутствующих системах.